БАНК С ВОИНСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ

 

Кожемякина Алина

12/07/2024

 

     "Лучше умереть, чем запачкаться"  - один старинный девиз. Народное сказание гласит: горностай так гордится чистотой своей белой шкурки, что если на ней оказывается несмываемое пятно, то, он умирает от огорчения.  Правда это или ложь - кто знает... Однако горностаевая мантия на протяжении веков являлась одним из символов верховной власти в Европе. И вот внезапно "горностаевую мантию" решили примерить в Азии...

     Руководство японского банка Shikoku и около 1300 работников кровью подписали обещание, что если одного из них уличат в хищении денег или махинациях, то он "покончит жизнь самоубийством".

Любой служащий банка, кто украдет денежные средства сам или заставит других, поплатится за это своим имуществом, а затем покончит с жизнью с помощью обряда сэппуку.

 

     Сэппуку можно назвать традицией, так как это ритуальное самопожертвование.  Сэппука  – это социальная норма для высшего сословия феодальной Японии – самураев. Обязанность совершить сэппуку для самураев была как юридической, так и моральной нормой в зависимости от конкретных обстоятельств и причин. Сэппука могла быть как наказанием для совершивших преступление, так и добровольным актом для восстановления чести.

     Традиция сэппуку связана с концепцией бусидо, кодексом чести самурая, который диктует поведение и мораль воина. Этот кодекс подчёркивает важность сохранения чести и верности, а сэппука рассматривается как высший акт шанса на искупление. Когда самурай понимает, что битва проиграна, то, совершает ритуальное самопожертвование в присутствии других людей. И это гарантирует, что его честь останется нетронутой. Бусидо предписывал, что самурай должен быть верен господину не только при своей жизни, но и после смерти. В этой связи можно сделать вывод, что сотрудники банка руководствуются традицией и моральными нормами.

     В системе ценностей современных японцев преданность компании стоит на первом месте. В Японии считают, что человек может менять имя, фамилию, спутников жизни и даже мировоззрение. Однако при этом он обязан сохранять верность компании, в которой работает. Японцы идентифицируют себя с компанией. Их социальный статус зависит от престижа компании. Корпоративная преданность японцев проявляется в пожизненном трудоустройстве, сверхурочной работе, персональной ответственности. А теперь еще (в случае с Shikoku Bank) и в клятве сэппуку.

     Граждане Японии имеют основные права человека, гарантируемые Конституцией страны (глава III, статьи 11 и 12), в том числе право на жизнь. Однако руководство Shikoku Bank поставило свой престиж  выше человеческой жизни, допуская  самопожертвование сотрудников ради корпорации. По Конституции Японии все люди должны уважаться как личности. Составляющей государственного суверенитета является право государства на легитимное насилие. Ситуация с Shikoku Bank поднимает вопрос возможности наделения банковской структуры правом на насилие.

     Предполагаемые действия банковских сотрудников Shikoku Bank нельзя рассматривать в качестве юридической ответственности. Отсутствуют важные признаки юридической ответственности, такие как: исходит от имени государства; устанавливается законом.  В данном случае нарушен принцип верховенства права - правовой доктрине, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушения. Правовые последствия реализации клятвы могут быть довольно серьёзными.. Данная клятва – это клятва верности корпорации, а не клиентам банка. Она свидетельствует, что Shikoku Bank, принимая  свод правил и норм поведения самурая, воинскую философию и мораль, стремится стать чем-то большим, чем просто банк.

     У сэппуку, как у ритуала, есть цель. Цель любого банка - прибыль. Однако клятва сотрудников Shikoku Bank заставляет иначе взглянуть на банковскую деятельность. Известно выражение "У самурая нет цели, только путь", то есть сам процесс и способ достижения цели важнее, чем цель. Речь идёт о самосовершенствовании. Оно признаётся более ценным, чем цель. А это уже новая миссия банковской структуры, а не просто корпоративная норма. 

 

Форма обратной связи